Нина (ninaofterdingen) wrote,
Нина
ninaofterdingen

Сборничег, о Франции

Бернд Карке очень хорош, его бы я ещё почитала. На стольких же страницах хвалёный Ле Гофф не сказал ничего нового, и я уж было подумала, что от французских историков ждать особо нечего, но очень рада переменить своё мнение. Именно Карке легко и просто, но в то же время доказательно и тщательно разбивает старые стереотипы. Например, речь идёт о придворном искусстве во Франции на рубеже 14-15 веков. От той поры сохранилось очень много произведений, интерес к той эпохе огромен, во Франции каждый год проходят соответствующие выставки, индустрия моды обратила свой благосклонный взор на старинные миниатюры и мелкую пластику, а это весьма способствует популярности. Однако искусствоведы и историки демонстрируют удручающее непонимание, когда речь заходит о том времени.

Судите сами. Всё это море произведений можно условно разделить на простенькие и вычурные. Простенькие считаются наследием мрачного средневековья, когда ничего не умели, а вычурные, со множеством реалистических деталей – предвестием Северного ренессанса (совершенно независимого от итальянского, тем больше гордости). Если один и тот же мастер создаёт произведения одного и того же жанра то простенькие, то вычурные, это объясняется индивидуальными вкусами заказчика-аристократа. Если один и тот же заказчик-аристократ покупает произведения то простенькие, то вычурные, это объясняется изменением индивидуального вкуса заказчика по индивидуальным причинам.

Кого-нибудь это устраивает? Меня уже нет, спасибо господину Карке. Он обращает внимание на тематику произведений, и приходит вот к какому выводу. Главным заказчиком произведений искусства был королевский двор и дворы более мелких феодалов. Ясно, что феодалы подражали королю и использовали в своих целях и на своём уровне символику королевской власти. Это значит, что в первую очередь нужно обратить внимание на образ короля, как он сложился к тому времени. У христианского государя есть две ипостаси: король кроткий и милостивый и король великий и могучий. В первом своём облике король раздаёт милостыню, моет ноги нищим, заботится об убогих, во втором – вершит суд, побеждает врагов и поражает всех блеском своего величия. В общении с простыми смертными королю было важно подчеркнуть первый аспект своей власти, в общении с надменными феодалами – второй. В первом случае использовались старые простые формы, а во втором шли в ход художественные средства, позволяющие подчеркнуть пышность, мощь и непревзойдённость государя. Многочисленные примеры подтверждают справедливость этой трактовки и объясняют все кажущиеся странности. Самое интересное для нас, что никакого сознательного преодоления Средневековья не наблюдается, напротив, используются образы и мотивы, наработанные в старые времена. Одним словом, всё гораздо интересней, чем принято думать, и это хорошо.  
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments