?

Log in

No account? Create an account
Деревня у Оэ. Структура социального пространства и место в пространстве мифического - Нина
November 20th, 2013
09:48 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Деревня у Оэ. Структура социального пространства и место в пространстве мифического
В этой идеальной деревне есть анклав чужаков. Поначалу их было даже два - корейский посёлок и такадзёсцы, потомки коренных жителей долины. Сразу два мини-сообщества, принадлежность к которым вычеркивает из списка людей. В "Играх современников" автор видимо решил не распыляться, к тому же корейский посёлок указывал бы на реальную Корею, размыкал бы пространство, так что остались только так называемые "потомки больших обезьян", отгеноциденные жителями деревни, парии, соответствующие такадзёсцам из "Опоздавшей молодёжи". Если в первом романе герой пытается наладить контакт с изгоями и более того, именно они оказываются самыми человечными из всех жителей долины (такадзёсцы единственные кто сопротивляется оккупантам, когда остальные кричат "ура" (точнее, "хелло"), а кореец Кан - лучший и неизменный друг рассказчика), то в последнем романе этих мотивов нет совершенно. Итак, в архетипической деревне изгои присутствуют, менять их статус никто не собирается.

Деревня (она же государство, она же космос) часто описывается следующими метафорами: загробный мир, могила, земля мертвых, ад. Ад чаще всего. Ад ассоциируется с радостью и весельем, упоминается об эротизме ада (в этих двух романах и в "Футболе 1860" - сквозной мотив). Целый космос, модель мироздания, образец идейного костяка целого народа помещается в ад! Будь он сто раз эротичен, туда совсем не хочется. Как надо видеть мир, чтобы это сделать? Меня это мировосприятие изматывает эмоционально гораздо сильнее, чем я могу здесь описать.

Похоже, в этот всеобъемлющий деревенский идеал входит инцест ("Футбол 1860", "Игры современников").

Это так, набросок к серьёзной рецензии, но писать её у меня уже нет сил и не скоро захочется. Кто умеет лучше, пусть сделает больше. 

Tags: , ,

(12 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:osyotr
Date:November 20th, 2013 09:04 pm (UTC)
(Link)
Все современные японские авторы — чистый ад и есть, я никого из них не могу читать. Так что все логично.
Им модернизация, по-моему, необратимо вывихнула душу. Не знаю, с какой другой высокой культурой их можно в этом сравнить.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:November 25th, 2013 06:45 am (UTC)
(Link)
Я думаю, это не столько модернизация, сколько поражение. Акутагава тоже не образец оптимизма, но вроде бы раньше прямо такого не было.
Сравнимо гнобят сейчас только немцев и нас, но мы еще не проиграли, а немцы сами европейцы, так что японцы действительно уникальны.
[User Picture]
From:osyotr
Date:November 25th, 2013 09:28 am (UTC)
(Link)
А разе же их сейчас гнобят? По-моему, они сейчас наоборот вроде такого дальневосточного Израиля, их разгуливают и пользуют негласным одобрением. О союзничесте с Гитлером ни слова, Перл-Харбор как-то без привязки к географии, мода на суси и дизайны, вот все такое.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:November 25th, 2013 09:42 am (UTC)
(Link)
http://schwalbeman.livejournal.com/53278.html

На первый взгляд, трудно не позавидовать японцам и немцам. В мире англосаксонских ценностей, где успех измеряется капитализацией, они стали чуть ли не англосаксонистее самих англосаксов: и Германия, и Япония уже полвека являются экономическими флагманами в своих регионах. В век, когда главной свободой считается рыночная, эти страны ни от кого экономически не зависят; напротив, они сами диктуют условия на мировых рынках. Победители проявили неслыханную милость, уступив побежденным блага, находящиеся на самом верху их шкалы ценностей. Дали самое дорогое, потребовав за бесценный подарок символический пустячок: национальную душу, культурную самобытность, вещь, обладающую ничтожной ценой в условиях глобального экономического пространства.
[User Picture]
From:osyotr
Date:November 25th, 2013 09:48 am (UTC)
(Link)
Впрочем, я плохо себе представляю, как обрабатыали японцев — если говорить не о сразу после войны, а о последующем полувеке. Немцы, те все время на глазах.
Как-то, наверное, тоже обрабатывали, втихаря под дых.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:November 25th, 2013 10:51 am (UTC)
(Link)
Судя по нашему автору, основные моменты те же, что и здесь, разве что японцам до язычества не надо тысячу лет отсчитывать. Их суши и харакири соответствуют нашим родноверам, которые и тут активно поощряются.
From:pahmutova
Date:November 27th, 2013 02:05 am (UTC)
(Link)
Обрабатывали адски.
Одни языковые выверты чего стоят и имитации венчаний с участием любого ряженого белого.
А американские послевоенные фильмы глянуть --ад колониального расизма с символическими браками японок и Белых Офицеров.
Сороковые-пятидесятые --чистая Ирландия с Ло Пейнтлихе.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:November 27th, 2013 07:44 am (UTC)
(Link)
Легко догадаться. Я так и представляла. Ирландских событий я не знаю, но модус операнди уже давно не меняется, так что...
From:pahmutova
Date:November 28th, 2013 02:18 am (UTC)
(Link)
[User Picture]
From:k_k_kloun
Date:May 14th, 2015 09:56 am (UTC)
(Link)
Это привычный, обжитый ад, со знакомыми чертями, где можно проводить время так, как привык, и получать те удовольствия, к которым тебя с детства приучили.
ПС.Подумайте о том, как жмут нашим нуворишам галстуки и как они давятся устрицами, меж тем с огромным удовольствием сидели бы в семейных трусах у себя на малой родине на завалинке. Ничего не избражали бы. любили бы тех женщин, которых ПРАВДА считают притягательными ( а не фотомоделей).
Они хотели жить в раю. Но им в раю невкусно, как выяснилось.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:May 14th, 2015 10:10 am (UTC)
(Link)
На мой взгляд было бы естественней подать эти удовольствия как рай - рай естественности, искренности, простой жизни. И Платон не чуждался таких идиллий. А у Оэ прямо и называется адом, без прикрас.
[User Picture]
From:k_k_kloun
Date:May 14th, 2015 10:14 am (UTC)
(Link)
Платон, видимо, не жил в японской деревне. Ее невозможно "подать как рай". не погрешив при этом против истины, и серьезно.:)
My Website Powered by LiveJournal.com