?

Log in

Деревня-государство-микрокосм - Нина
November 20th, 2013
09:35 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Деревня-государство-микрокосм
Это основная тема романа Оэ "Игры современников". Я считаю этот роман лучшим у Оэ и одним из лучших, что мне приходилось читать, хотя идейное содержание этого романа мне полностью чуждо. Это сделанное на качественно иной ступени то, что я когда-то описывала здесь:

Они не могут управлять страной, потому что не могут помыслить страну. Страна в их голове это лишь конгломерат атомизированных сёл и больше ничего. Конечно, при том что некоторые не могут помыслить социальный организм сложнее банды, село уже хорошо, у села есть потенциал, но ведь только потенциал! Нельзя всю жизнь жить в колыбели, а всякую попытку выбраться из колыбели они расценивают как предательство, достойное наказания Чернобылем. Они не могут помыслить даже один народ как что-то большее, чем механическое соединение одинаковых сельских общин, что уж говорить об Империи, объединяющей разные народы! В Империи такие люди видят только внешнее объединение, момент насилия и принуждения, всё равно что школьники, которые в школе видят лишь момент насилия и принуждения, сладострастно описывают злобных училок и ужасных завучей, и уверены, что если школу разломать, всем будет Щастье.

Я этого насмотрелась за последние годы на Украине, и процесс продолжается. Эту технологию пытаются применить против России не только на её западных окраинах, Сибирь тому пример. Но в подавляющем большинстве случаев это делается очень неумело. Двадцатый век оставил от архетипической деревни одну этнографию, гибнущие формы, в которые уже невозможно вдохнуть живое содержание. Кокошник красив, но на свидание в кокошнике не пойдёшь. Мы слишком долго живём в Империи и слишком долго были впереди планеты всей в новые технологические времена, потому деревня для нас уже не может быть самодостаточной.

А для Оэ может. У него получилось. Это реальный живой организм, мощный, всеобъемлющий, самовоспроизводящийся. Деревня это живая модель мироздания, замкнутый микрокосм. Там и время течет по-своему.Использованный в "Футболе 1860" прием доведен до совершенства - рассмотрено множество вариантов одного сценария событий, показана его завершенность и целостность.

Оэ сам писал, что эта его книга - реакция на самоубийство Мисимы, который хотел возродить Великую Японскую империю, выступал с позиций всеимперской идеологии. Оэ решил создать идейную альтернативу всеимперской идеологии и мифологии и справился с задачей. Это та мифология, которая на макроуровне породила распад СССР на отдельные государства и в настоящее время плотно смыкается с нациестроительством западного толка, которое используется для уничтожения народного единства. В творчестве Оэ идеология выделения казаков, поморов и сибиряков в отдельные нации получает мощную подпитку снизу, это живое движение навстречу, это момент, в котором сливаются западные и исконно языческие идеи.

Эта книга показывает, что язычество (в отличие от неоязычества) - не абстракция, не выдумка, не бессильное умствование ограниченного круга фанатов. Это реальность, с которой надо считаться и которой надо как-то противостоять.

Tags: , , , ,

(4 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:osservato
Date:March 17th, 2014 06:42 pm (UTC)
(Link)
Вы на фантлабе писали, что "Авторское мастерство писателя несомненно, но его книги не стоит читать без серьёзной внутренней подготовки." Что подразумевается под серьезной внутренней подготовкой?
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:March 18th, 2014 06:42 am (UTC)
(Link)
Абсолютную уверенность в том, что свобода воли существует. Если вы хоть на каплю придаете веру идеям о высших и низших расах, о генетическом рабстве, о врожденной предрасположенности к каким-то поступкам, о биологической предопределенности личности и так далее, то книги этого автора скорее всего утвердят вас в этих мыслях. Во всяком случае, на меня и некоторых моих знакомых Оэ оказывает именно это действие, и избавиться от него можно чтением других авторов, но не этого.

А вы читали его? Какие у вас впечатления?
[User Picture]
From:osservato
Date:March 18th, 2014 09:09 am (UTC)
(Link)
Да, я как раз перечитала "Игры современников". Эмоционально очень тяжелый, для меня во всяком случае. Хотя по сравнению с "Водами..." "Игры..." гораздо позитивнее, если так можно выразиться. Я в основном при чтении занималась тем, что пыталась выяснить, что это за набор символов и откуда, но поскольку я мало понимаю в синтоизме и в послевоенном поколении, то мне сложно вычленить еще что-то, кроме цепочки Мисима-японская мифология -биография автора - экзистенциализм. Хотя вот приятель видит в тексте всякие христианские аллюзии, но еще не написал, какие.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:March 18th, 2014 09:15 am (UTC)
(Link)
Ну отсылки к христианской Европе там явные. Корабль дураков появился в Германии, а не в Японии. Убийство лидера как способ закрепить его бессмертие, потом причастие - все ели мясо Разрушителя, это переосмысление христианства по-японски. Однако если христианство международная религия, то вера в Разрушителя годится только для жителей данной деревни.
My Website Powered by LiveJournal.com