?

Log in

"Объяли меня воды до души моей..." - Нина
November 15th, 2013
10:08 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
"Объяли меня воды до души моей..."
У Оэ не только японская история перетолковывается на западный манер, но и другие культуры воспринимаются сквозь призму западной.

В романе "Объяли меня воды до души моей..." показана молодежная экстремистская группировка. Для подготовки к будущим боям подростки занимаются английским языком. Они читают на английском Достоевского.

"Прежде всего ему
необходимо было подготовить тексты. У него в убежище были лишь две
английские книги, которые он читал во время своей затворнической жизни:
"Моби Дик " и Достоевский в английском переводе. Он выбрал проповедь старца
Зосимы и написал ее за неимением доски на большом листе бумаги. Он выбрал из
Достоевского именно эту главу, желая пробудить у подростков уважение к
китам, как к animal. Кроме того, чтобы заранее отвратить их от насилия,
которое они могли совершить над Дзином, он попытался воззвать к ним с
помощью следующего отрывка. Это была часть текста, заранее отчеркнутая им
красным карандашом:
...Man, do not pride yourself on superiority to the animals: they are
without sin; and you, with your greatness, defile the earth by your
appearance on it, and leave the traces of your foulness after you -- alas,
it is true of almost every one of us! Love children especially, for they too
are sinless, like the angels; they live to soften our hearts and as it were,
to guide us. Woe to him who offends a child!..
...Человек, не возносись над животными: они безгрешны, а ты со своим
величием гноишь землю своим появлением на ней и след свой гнойный оставляешь
после себя -- увы, почти всяк из нас! Деток любите особенно, ибо они тоже
безгрешны, яко ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец
наших и как некое указание нам. Горе оскорбившему младенца..."

В этом отрывке выражено в кратком виде идейное содержание романа. Главный герой совершил преступление - убийство ребенка. Главный герой уходит от общества, называя себя поверенным китов и деревьев, то есть отвращается от людей ради животных. Знаменательно, что это идейное ядро описано словами Достоевского, но на английском языке.

Далее:

"Young man, be not forgetful of prayer. Every time you pray, if your
prayer is sincere, there will be new feeling and new meaning in it, which
will give you fresh courage, and you will understand that prayer is an
education.
Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если она
искренна, мелькнет новое чувство, а в нем новая мысль, которую ты прежде не
знал и которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва есть воспитание."

Подросткам понравился этот текст и многие выучили его наизусть. Некоторые слова они оставили без перевода, так как по-японски это как-то не так звучит. Свои боевые действия по подготовке к будущему восстанию они назвали prayer и считали, что этими тренировками способствуют своему education. В финальном противостоянии с полицией им пришлось выдерживаться осаду и слова "Young mеn be not forgetful of prayer" они сделали своими позывными, когда им удалось выйти в эфир.

Что мы тут видим? Что англоязычная западная культура является мерой всех культур. Все другие культуры воспринимаются только через этот образец. Эта идея последние двести лет не новость, а в нашем идейном пространстве она последние годы развивается очень бурно, но такого качественного воплощения ее в тексте я не встречала. Обычно эту мысль доносят так убого с эстетической точки зрения, что только свои, уже в нее уверовавшие, могу прельститься такими произведениями. Оэ же в этом плане вызывает столько же восторга, сколько и отторжения. Он несомненно очень хорош.

Далее будет показано, что в этом мировоззрении западная культура является эталоном не только для японской истории и для всех других культур, но и образцом христианской культуры как таковой.

Tags: , , ,

(24 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:snowman_fedya
Date:November 15th, 2013 11:03 am (UTC)
(Link)
а по-моему, тут основное в том, что Запад и его культура служат только транспортом для культуры русской. Если бы они какого западного писателя препарировали, так нет же, именно Достоевского. Более того, и структурой, и стилем/ритмом роман вызывает ассоциации именно с Достоевским, а не с чем-то западным -- Диккенсом там или Золя etc. Япония коннектится ко прочему культурному пространству через англоязычный запад, но среди тамошних артефактов находит то, что ближе по духовным запросам -- русское этическое пространство.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:November 15th, 2013 11:09 am (UTC)
(Link)
Спасибо, это здорово.

Я думаю, что Запад не может служить "просто транспортом". Искажения слишком сильны.
[User Picture]
From:snowman_fedya
Date:November 15th, 2013 11:11 am (UTC)
(Link)
Несомненно. Что и является причиной непонимания, сведения серьёзного наставления Достоевского до уровня мантры.
[User Picture]
From:Ксения Поланская
Date:November 15th, 2013 09:09 pm (UTC)
(Link)
:) Интересно было почитать, Нина. Лично мне кажется, что творчество японцев тех лет: и Оэ, и Кайко, и Кобо Абэ - близко советским писателям шестидесятникам. В Америке тот же слой представляли по большему счету писатели-битники. Мировоззренческая матрица у них одна. При этом оригинал, да, находится на Западе. Все равно интересно как эта волна почти синхронно поднялась во всем цивилизованном мире - следующее поколение: Харуки и Рю Мураками, например, уже не исповедывали тот энтузиазм, в смысле пыл, воодушевление. В их произведениях мне чувствуетс безразличная рефлексия приближающейся скорой смерти. Это писатели мира предбанника Аида. Однако, ты сама отметила пессимизм произведений Оэ, тот же пессимизм, кстати, и у американских битников, советские шестидесятники на этом фоне выглядят более жизнерадостными и наполненными надеждой. Но вобщем, эволюция на лицо.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:November 16th, 2013 11:15 am (UTC)
(Link)
Подожди, это не всё! Это даже не половина!

По существу отпишусь позже.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:November 18th, 2013 11:44 am (UTC)
(Link)
Ну собственно, для следующего поколения Япония в системе западного мира уже данность, а для Оэ еще проблема, в этом разница.
Что до советских авторов, они описывали совсем другую реальность, русскую. Это социальный объект, отличный и от западной цивилизации, и от японской, отсюда разница в настроении и не только.

А вообще этот подход, когда запад берется за эталон во всех сферах, он только меня пугает и отталкивает? Мне эти посты до того нелегко даются, что я даже не знаю с чем сравнить.
[User Picture]
From:Ксения Поланская
Date:November 18th, 2013 06:47 pm (UTC)
(Link)
Но ведь авторы шестидесятники были заядлые западники. Джаз, коммунизм и свободный секс. При чем здесь российская реальность? Я поэтому и отметила параллели. Но меня тоже удивляет эта универсальная привлекательность Запада. Я могу понять Россию - которая пропитывалась западной культурой столетиями, но - Япония, это которая полная экзотика, и так по-самурайски фанатично впитывать запад? - я не думаю, что это только комплекс побежденного. Чем привлекателен Запад? Мы уже с тобой обсуждали это. Скажу честно - Запад мне тоже привлекателен своей культурой - чем? мне видится в нем какая-то таинственность, утонченность, даже волшебство, может это только мое субъективное мнение. Я понимаю, что запад жестокий и кровавый - не это меня привлекает. А впечатление некоторой утонченности, идеал комфортности и успокоенности. Японцев, скорее всего, привлекает сила, успехи Запада, они тоже грезят империей. А остальные? Я постоянно возвращаюсь к мысли, что запад считается идеалом по разным уголкам мира, потому что он победитель - он сильный, а раз так, каждый пытается увидеть в нем себя, найти какие-то привлекательные для себя черты, да при этом Запад умеет учиться, науку грез он выучил с полна. Да и не лишен он вполне достоинств. Вот.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:November 18th, 2013 07:07 pm (UTC)
(Link)
=Но ведь авторы шестидесятники были заядлые западники.= - Это меня и пугает.

=При чем здесь российская реальность?= - Но жили-то они здесь. Максимум, что они могли написать - это увлеченного западом человека среди нашей реальности, небольшую прослойку среди нормальных людей. Это накладывает отпечаток.

Ты в нынешней западной культуре видишь какую-то утонченность и волшебство?
[User Picture]
From:Ксения Поланская
Date:November 18th, 2013 08:08 pm (UTC)
(Link)
Ты в нынешней западной культуре видишь какую-то утонченность и волшебство?

Скорее надо говорить о образе, созданном сказками, музыкой и чем-то еще, пока не могу сказать что это - но что-то из детства.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:November 18th, 2013 08:14 pm (UTC)
(Link)
Поразительно. И ты видишь воплощение этого образа в современной западной реальности?
[User Picture]
From:Ксения Поланская
Date:November 19th, 2013 03:04 pm (UTC)
(Link)
Нет, я говорю о Западе обобщенно, я не имею ввиду современный запад.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:November 20th, 2013 07:02 am (UTC)
(Link)
Что такое Запад обобщенно? Католическая цивилизация прошлого? Идеал, к которому Запад идёт сейчас?
[User Picture]
From:Ксения Поланская
Date:November 22nd, 2013 08:08 pm (UTC)
(Link)
Это сказки Гофмана, Льюиса Кэрролла и братьев Гримм, музыка Моцарта и Вагнера, рыцарский эпос и готические соборы, крепости увитые плющом, мягкое солнце, аристократическая культура и роскошь, математика, философия, живопись, да и многое другое...

Мне тут пришла в голову идея, почему Россия смогла воспринять Западную науку. Научный метод основан на представлении о бесконечности. Это представление органично выходит из западной культуры. Но и российская культура содержит представление о бесконечности,только оно у нас свое, российское представление. Мне кажется, что русская культура не представима без своей идеи бесконечного пространства.
[User Picture]
From:cardinalpavel
Date:November 19th, 2013 12:28 am (UTC)
(Link)
Запад это культура Слова, Логоса. Логоса как чего-то приходящего в мир и подобно Божественному Слову, преобразующего его, творящего его. Его суть в том чтобы привлекать, убеждать, формировать сознание, он тем и побеждает - Словом: идеологией, агрессивной наступательной культурой, какой-то иллюзией магии, умениме создавать видимость и виртуальное делать реальным. Запад и основа его могущества это владение Словом, которое конструирует и завоевывает мир, влезает в каждую голову, и где-то очаровывает, а где-то что-то предалагает. Предлагает - власть, ведь свобода Запада это дикое неограниченное стремление к власти и он это стремление проповедует. Индивид устремлен к власти, и освобождению от всякой власти другого - церкви, империи, общины, общества, семьй, природы и в окнце концов даже своего пола, своего тела. Бунт против Богаи всего его Творения, так как оно не дает этому запанодному инивиду властвовать.
Запад столь популярен и могущественен не благодаря какому-то капитализму и материальным победам или какому-то мифическому особому трудолюбию.. На старте и в большей части своей истории, вплоть до самого 20 века, а потом уже во второй половине 20 века и в наши дни, - Запад не перевешивал и не побеждал остальной мир материально. Он его побеждал технологией власти, а технология власти это идея, логос, культурная установка, умения навязать картину мира и манипулировать. Только если иные культуры и цивилизации основывались на какой-то более менее мощной и статичной культуре, и чтили ее свято, то Запад, помимо ядра своей культуры (стремления победить Бога и стать на его место) все словестное и культурное инструментализировал, сделал орудием и инструментом, идеально научившись лгать и манипулировать и превращать все в мире в средство, инструмент, даже своих врагов. Не случайно только там стали возможны такие явления как софисты, а сегодня Запад первый на планете в плане масс-культуры и манипулятивных технологий
Их Логос то есть идеальная, культурно-мировоззренческая основа цивилизации, - самый активный, наступательный и агрессивный. А это уже породило успехи в экономике, в науке, и во всем остальном.
Запад это такой очень умный манипулятор, глобальный Кашпировский, или тот крысолов с дудочкой. Другие на это плюют, - на идеи, культуру, надеясь на деньги или оружие исключительно, либо замораживают в развитии свое культурное ядро, а они наоборот, по полной используют возможности Слова и культуры. Логос, Слово это власть, они ее и имеют над всеми, пока все остальные народы занимаются модернизациями экономики, материальным, они, Запад, залезли им в мозг и сами придумывают им цели и формируют мир вокруг. Поэтому то все попытки следовать в фарватере Запада и обыграть их на их собственном поле, - обречены.
Но их власть это в первую очередь манипуляция, поэтому я считаю их тотальным Злом. Дьявол - Отец Лжи, и они собственно идут этим путем.
Поэтому капитализм это собственно вторичное от идей, от культуры, от этой сути Запада.
И поэтому, кстати, обречены и столь опасны, пагубны попытки обыграть Запад, навроде Петровских реформ и всяких западнизаций затграгивающих культуру хоть каплю, - можно было сколько угодно догнать и обогнать, даже завоевать и присоединить всю Европу к себе, но они с этим своим решающим культурным превосходством в области технологий власти, нас бы просто изничтожили изнутри, став хозяевами внутри такого рода империи. Про равноправные союзы я и молчу. Они бы из России которая гипотетически завоевала бы Европу, сделали бы грандиозную Европу, осуществили бы свою великую мечту о Венеции размером с Европу, только уже более масштабную. Но мы бы их потому и не смогли бы завоевать, что они господствуют над нашими мозгами. Тому кто хочет завоевать Европу, нужно создать или артикулировать, пробудить более мощный Логос, идейно-культурный аппарат и залезть к ним в мозги, переиграть их. ЛИбо уничтожить их физически, а потом столетиями выжигать и вычищать все их культурное наследие. Что невозможно.
СССР тоже погиб из-за того что не владел собственным Словом и не создавал собственный мир средствами культуры и идейности, а был частью западного культурного мира.



Edited at 2013-11-19 12:33 am (UTC)
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:November 19th, 2013 09:56 am (UTC)
(Link)
Да. Мое отношение вырастает из такого понимания вопроса. Страшная сила, но не прельстительная ни капли.
[User Picture]
From:Ксения Поланская
Date:November 19th, 2013 05:36 pm (UTC)
(Link)
Я думаю вы совершенно правы. Запад разнообразен. То, что вы описали, мне кажется, больше всего относится именно к англо-саксонской культуре - которая выбрала манипуляцию и симулякр основным своим оружием.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:November 20th, 2013 07:03 am (UTC)
(Link)
Англо-саксы это передовой отряд. Остальные отличаются от них не качественно. Кроме разве что немцев в некоторой степени.
[User Picture]
From:Ксения Поланская
Date:November 22nd, 2013 08:12 pm (UTC)
(Link)
Ну я бы смогла назвать:англо-саксов, германцев, романскую культуру, отметить культурные особенности Северной Европы - Бельгии, Голландии, Дании, Скандинавских стран; да и наших братьев-славян, западных, конечно.
[User Picture]
From:cardinalpavel
Date:November 19th, 2013 12:29 am (UTC)
(Link)
Они будут всегда побеждать, пока не будет альтернативной наступательной культурной матрицы, нового другого Логоса пронизывающего и формирующего мир. Даже если мы их испепилим в огне ядерной войны - их культурные споры, агенты агрессивной культуры в мире, все равно воспроизведут матрицу не встречая сопротивления от пассивных и неподвижных культур. И мир попросту снова будет западным, даже если его захватят целиком...ну скажем китайцы.
Собственно идеальная метафора Запада это Матрица и ее Архитектор. Весь мир сейчас в этой матрице и борется против Запада в ее же рамках, и всякая связанность с западным есть программируемая или зависимая от матрицы, а потому ущербная попытка бунта. Единственный шанс - полное возвращение к себе, очищение и активизация из своей культуры нового наступательного Логоса, который сожрет западную матрицу и создаст новую систему еще сильнее и шире по охвату чем западная. Думаю раз это будет противоположностьЗападу, то это будет система не манипуляций и атомизированных индивидов, а традиционно имперская, то есть, прямая идеократическая власть которая была у Византии, была у нас в Московской Руси и в СССР. Это были такие не успевшие развиться провозвестники, первые попытки альтернативной всемирно универсальной системы.
[User Picture]
From:maitai1again
Date:November 16th, 2013 08:03 pm (UTC)
(Link)
Насчёт образцовости в христианском поле я б очень и очень усомнилась бы.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:November 17th, 2013 01:26 pm (UTC)
(Link)
Я не думаю, что он придавал этой теме особую важность и слишком старательно об этом размышлял. Вот ещё
http://ninaofterdingen.livejournal.com/361736.html

Добавьте что-нибудь о своих основаниях. Почему вы так думаете?
[User Picture]
From:maitai1again
Date:November 25th, 2013 07:12 pm (UTC)
(Link)
Вопрос , как мне кажется, не в удельном весе \ важности христианской составляющей у автора; вопрос я имею к Вашей заключительной фразе. По ссылке сейчас схожу, обязательно; а что касается оснований - всё на поверхности, на виду: норма христианскости для японца - благочестивый ирландский португальский католицизм.
[User Picture]
From:ninaofterdingen
Date:November 25th, 2013 07:53 pm (UTC)
(Link)
Ну... исторически это видимо так и есть, но Оэ очень прогрессивный писатель. В его текстах на католическую Европу не указывает ничего, а на протестантскую Америку - пожалуйста, кое-что есть.
[User Picture]
From:maitai1again
Date:November 25th, 2013 08:01 pm (UTC)
(Link)
Угу; ключевое понятие - "американскую", и к тому ж методистскую, что всё ставит по местам. Религией в словарном значении там тока пахнет.
My Website Powered by LiveJournal.com